Когда собака обучается методом проб и ошибок, ее действия приносят ей наслаждение или боль, поощрение или наказание. Обучение включает в себя манипулирование системой наказаний и вознаграждений для того, чтобы ускорить обучение собаки действиям, способствующим спокойной жизни в вашем доме.
Положительное подкреплениеПоложительное подкрепление какого-либо желаемого от собаки действия способно повысить вероятность того,что это действие она воспроизведет опять. Положительное подкрепление или поощрение может являться предметом или действием, которое собаке приятно: например, корм, ласка или похвала.
Оно может использоваться при обучении щенка подходить к вам, когда вы произносите его кличку. Повторяйте кличку щенка каждый раз, когда кормите его, даже если он в ожидании сидит на вашей ступне. Зовите щенка обедать, когда он находится в другой комнате. Зовите приятным голосом: «Шарик, ко мне!» Будьте последовательны и каждый раз, когда зовете щенка, используйте одни и те же слова и тональность голоса. Если щенок не реагирует, пойдите за ним и приведите его. Поставьте его рядом с миской, скажите: «Шарик, ко мне!» и положите корм в миску.
После того как Шарик начал выполнять команду в ответ на кормление, зовите его в других случаях, во избегайте использовать эту команду для вызова щенка в таком случае, который он может воспринимать как связанный с болью или отрицательный. Если вам нужно позвать щенка, к примеру, для проведения лечения, пойдите к нему сами.
Вознаграждайте правильную реакцию на команду «Ко мне!» кусочком лакомства. В конце концов замените угощение лаской, похвалой или другими поощрениями. Автор книги «Не орите на собаку. Искусство обучения и дрессировки» Карен Прайор предлагает использовать ряд подкреплений для любой дрессировочной ситуации. Маленькие сюрпризы делают обучение интересным для домашнего питомца.
Правильное расписание является очень важным для успешного обучения с помощью поощрения. Если вы предлагаете его слишком рпни, тем самым вы даете скорее взятку, чем подкрепление. Вы обнадеживаете щенка, что в любом случае он получит вознаграждение.
Если вы, к примеру, обучаете щенка сидеть, дайте ему команду «Шарик, сидеть!». Если щенок продолжает стоять, нежно прижмите заднюю часть его спины книзу одновременно с подачеикоманды. Вознаградите за сидячее положение. Если щенок встал до того, как вы дали награду, то вы запоздали с подкреплением и, таким образом, вознаградили стояние, а не сидение.
При использовании пищевого поощрения для начального обучения щенка подкрепляйте желаемое поведение каждый раз, когда оно проявляется. Если вы обучаете щенка приносить мячик, вы должны предлагать ему такое угощение, как маленький кусочек сыра, и каждый раз, когда он выполняет команду правильно, хвалить его. Однако, после того как он овладеет трюком, использование лакомства может быть периодическим и в конце концов сойти на нет, чтобы щенок выполнял команду только за похвалу.
Не применяйте награды пристрастно. Не используйте такую похвалу, как «хороший щенок», что-бы выразить свою привязанность, если вы намерены использовать ее как положительное подкрепление при обучении щенка выполнять трюк. При использовании пищи как положительного подкрепления давайте как можно меньший кусочек, например кубик мяса величиной в сантиметр. Если щенок особенно любит угощение, вы можете давать даже ещё меньшие кусочки. Чем меньше объем вознаграждения, тем большее количество подкреплений будет в одном тренировочном занятии, которое можно позволить, пока щенок насытится или устанет.
Дрессировщица К. Прайер говорит, что выбор вознаграждения должен зависеть от трудности задачи. Если щенок приносит мячик, поймав его в воздухе, он должен получить кусочек побольше и похвалу.
Прайер говорит, чте наилучший результат требует соответствующего вознаграждения — в 10 раз большего, чем обычное подкрепление, и оно должно явиться сюрпризом для получателя. Она применяет награду для подкрепления неожиданного крупного достижения у отличного ученика и для смягчения чувства обиды или напряжения у сопротивляющегося или робкого ученика. Прайер придает особое значение необходимости неожиданных вознаграждений, чтобы удержать ученика от впадания в апатию и поддержать его стремление к достижению наилучшего результата.
Пока мы обсуждаем использование пищи как вознаграждения, должна сказать еще вот что. При выборе угощений позаботьтесь о том, чтобы они были безвредны для питомца. Собакам, страдающим от сердечных заболеваний, не следует давать соленую пищу, а тучным — высококалорийных угощений. Может быть, полезно сменить кормление, основанное на свободном выборе, на кормление 2 раза в день в течение всего тренировочного периода или на распорядок, когда тренировка предшествует кормлению: при этом можно быть уверенным, что питомец достаточно голоден, чтобы заниматься трюками ради угощений. Вот некоторые рекомендуемые угощения: таблетка, содержащая витамины и минеральные добавки, кусочек еды из обычного рациона, маленький кубик сыра, специально продающееся угощение, маленький кусочек колбасы или венской сосиски, кусочек вкусно приготовленной печенки, мясной шарик, кусочек вкрутую сваренного яйца, кусочек отварной рыбы без костей, вкусный кусочек отварной куриной грудки без костей и кожицы.
Работайте со своей собакой в течение коротких периодов: от 5 до 10 минут. Со взрослыми — больше, со щенком — меньше. У щенка промежуток времени, в течение которого сохраняется внимание, короче. Но работайте так, чтобы никому из вас этот процесс не надоедал. Если возможно, останавливайтесь на положительном моменте выполнения. Стресс, сонливость и возбудимость мешают процессу обучения. Большинство собак не обучаются хорошо в течение первого тренировочного периода, потому что они растеряны и возбуждены.
Отрицательное подкреплениеОтрицательное подкрепление — это то, чего собака старается избегать. Дергание за собачий поводок и пришпоривание лошади, чтобы заставить их идти, являются примерами отрицательного подкрепления. Как только собака последует за вами или лошадь побежит быстрее, дергание и пришпоривание прекращаются. Специалист по поведению животных д-р Б.Вивер использует отрицательное подкрепление, когда отучает собаку преследовать автомобиль. «Ключ к успеху (когда это возможно) в том, чтобы заставить собаку пережить только отрицательный опыт, когда она преследует автомобили», — пишет д-р Бивер в статье «Почему собаки преследуют автомобили?». Д-р Бивер предлагает хозяину совершить поездку вокруг квартала, сидя в автомобиле в качестве пассажира. Когда собака начнет преследовать автомобиль, машина резко останавливается, хозяин выходит и прогоняет собаку, одновременно с этим крича на нее и бросая в нее различные предметы: воздушные шары с водой, консервные банки, наполненные создающими шум мелкими металлическими предметами; можно также брызгать в собаку водой из водяного пистолета или поливать из ведра.
Другой метод заключается в том, чтобы заставить собаку носить ошейник «Промис», к которому прикрепляется длинный поводок. Когда собака пытается погнаться за машиной, поводок непрерывно дергается до тех пор, пока собака не перестанет бросаться вслед машине. Трудность заключается в том, что кроме удерживания поводка и ведра с водой нужно отрицательно подкреплять действия собаки по преследованию машин каждый раз, когда те появляются. Если собака успешно завершила свою охоту за машиной — машина отогнана, а собака отлично провела время, — такое поведение закрепляется положительно, что создает громадный стимул для дальнейшего продолжения такой охоты, особенно в ваше отсутствие.
НаказаниеПредположим, что вы приходите домой с работы и обнаруживаете, что собака в ваше отсутствие опрокинула весь кухонный мусор. Вы кричите на собаку и колотите ее своей сумкой без выяснения обстоятельств. Такое наказание словом и делом может помочь вам выпустить пар, но этого будет слишком мало, чтобы научить собаку воздерживаться от повторения дурного поступка, который, возможно, она совершила несколько часов назад.
Если вышеописанный сценарий случается достаточно часто, собака может научиться связывать ваше возвращение с работы с криком и побоями сумкой. Вы говорите: «Но она выглядит виноватой, она должна знать, что поступила неправильно». Собака реагирует со страхом на то, что вы приходите домой с работы.
Для того чтобы наказание было эффективным обучающим методом, его следует применять в самый момент или в течение нескольких секунд после совершения дурного поступка. Чем дольше период между нежелательным поведением и наказанием, тем меньше возможность эффективно повлиять на это поведение и с тем большей вероятностью оно будет повторяться. Только в том случае, если вы застигли собаку в момент опрокидывания или ковыряния в мусоре, ваш крик и удары сумкой могут оказаться эффективным наказанием.
Эффективное наказание — это возмездие, примененное в момент нежелательного действия. Вы можете осторожно поставить в ведро с мусором пружинные мышеловки вниз пружиной. Когда собака прыгнет на мусорное ведро, сотрясение вызовет хлопок или щелчок мышеловки, достаточно громкий и пугающий, чтобы собака удрала оттуда. Другим методом будет применение детектора движения, который испускает громкий шум, когда собака приближается к мусорному ведру.
Есть фирмы, которые изготавливают круглые подстилки для размещения вокруг мусорного ведра, цветочного горшка или рождественской елки. Когда домашнее животное наступает на эту подстилку, она испускает неприятные электростатические разряды. Такая подстилка предлагается для предохранения от домашних животных мебели, бытовой техники, кухонных принадлежностей и т.д.
Какой бы метод вы ни избрали, наказание не должно прекращаться, пока собака не оставит в покое мусорное ведро. Как вы, вероятно, уже поняли, рассмотренные методы отучения собаки бегать за машиной можно назвать и наказанием. Формальная сторона дела менее важна, чем сам урок: дурное поведение не приносит ни радости, ни выгоды.
Источник: Х.Эллен Вайтли "Наши друзья собаки".